Давайте оживим наш сайт))) Здесь будет фраза о том, как нам не хватает игр в области. Если есть варианты, пишите мне в личку http://vk.com/id102937142 (Балабан Виталий, 20.10. 2014)
Саратский колонистский округ Сарата, Гнаденталь, Лихтенталь
Светлодолинское Лихтенталь - видео
История села Лихтенталь Светлодолинское (1834-1940)
САРАТСКИЙ КОЛОНИСТСКИЙ ОКРУГ (Sarataer Kolonistenbezirk), территория расселения немцев в Бессарабии. Колония Сарата основана в 1822 священником-хилиастом Игнацем Линдлом, который соприкоснулся с движением хилиастов в начале 19 в. Его проповеди на юге Германии, которые очень почитались и пиетистами, привели к конфликту с церковью, и у него возникла мысль "основать братскую общину в далеких краях". В 1819 Линдл бежал в С-Петербург и уже вскоре отправился в Одессу, чтобы найти подходящее место для поселения своих единоверцев. Летом 1820 в Одессу прибыли по суше первые вюртембергские поселенцы, а в конце 1821 - еще три группы из Баварии. Однако их пришлось временно разместить у местных немецких колонистов, т. к. Линдл еще не нашел подходящего места для поселения. В конечном итоге Линдл подобрал участок земли в 16,7 тыс. десятин, расположенный в низине, через которую протекала р. Сарата. Первая группа поселенцев (63 семьи и 9 бессемейных) прибыла сюда 19 марта 1822. Под руководством Линдла создано село на 101 хозяйства по 60 дес. каждое, а также 8 небольших дворов (без земли) под названием "Колония в долине Сараты N 1" (Kolonie im Tale Sarata N 1). Дальнейшая эмиграция из Вюртемберга организована зажиточным купцом Христианом Фридрихом Вернером, который организовал в Гингене пиетистские "шгунды" и в 1819 встретился с Линдлом. Вместе со своим компаньоном Готлибом Вейгелем (Veygel) он прибыл в Сарату с одной из последних групп, но вскоре после прибытия, б сентября 1823, умер. Фаза становления Сараты завершилась с высылкой Линдла в декабре 1823, произведённой императором Александром I по настоянию католической церкви, которая враждебно относилась к евангелическим наклонностям Линдла и к его межконфессиональной колонии. К1827 в Сарату прибыла 101 семья, преимущественно из Баварии и Вюртемберга, и 28 одиночек (подавляющее их большинство приехало еще до 1823). Зимой 1824/25 из саратских земельных угодий выделено на западе место для 2-х поселений по 80 дворов в каждом. Первоначально эта земля сдавалась в аренду молдавским крестьянам в пользу общины, а весной 1830 здесь поселены вновь прибывшие из Вюртемберга иммигранты (182 чел. до 1831). В мае 1830 последовало официальное разрешение со стороны Попечительного Комитета на основание дочерних колоний. Первоначальная "Колония N 1", или "Новая Сарата" 12 августа 1832 официально получила название "Гнаденталь". Разрешение на создание третьей колонии, которая называлась "Третья Степь", дано 26 января 1834. Заселение 80 дворов завершилось в 1847; многие поселенцы происходили из Сараты или Гнаденталя. 14 июля 1840 община единогласно приняла название "Лихтенталь", предложенное Попечительным Комитетом. В 1900 в Сарате насчитывалось более 2,5 тыс. жителей и вплоть до 1940 Сарата считалась образцовой колонией бессарабских немцев. В период оккупации Бессарабии Румынией (1918-40) С. к. о. находился на румынской территории. 26 июня 1940 правительство СССР предъявило ультиматум правительству Румынии, потребовав вывести войска из Северной Буковины и Бессарабии. На следующий день эти требования поддержаны Германией, после чего румынское правительство уступило, и к 30 июня Северная Буковина и Бессарабия были заняты советскими войсками. В результате переговоров между Германией и СССР 15 сентября 1940 в Сарату прибыла переселенческая комиссия. В двуязычном воззвании немецкому населению предъявлено требование немедленно выехать на территорию Германии. С 22 сентября немецкое население покидало С. к. о. на пяти обозах; 17 октября 1940 в Граце они достигли немецкой территории.
Управление. С 1818 делами немецких поселенцев юга России ведал Попечительный Комитет, которому непосредственно подчинялась Сарата. Первым главой ее общины стал Линдл, назначенный комитетом "администратором". После него Сарата, как и другие колонии, управлялась согласно "Инструкции для внутреннего распорядка и управления для Новороссийских иностранных колоний" (от 16 мая 1801; действовала с поправками с 1801 до 1871). Важнейшим органом являлось общинное собрание, которое назначало членов общины на все ее посты простым большинством голосов хозяев, имеющих право избирать. Однако вновь избранные могли занять свои посты лишь после утверждения Попечительным Комитетом. Главой общины был шульц с двумя помощниками (бейзицерами), избираемый на 2 года; кроме них имелись также десятские (один на 10 домов), являвшиеся чем-то вроде чиновников-исполнителей. Для управления Саратским округом, к которому принадлежали еще Гнаденталь и Лихтенталь, избирались на 3 года окружной форштегер (обер-шульц) и окружной писарь, а также 2 бейзицера (на 2 года). Особое положение немецких колонистов окончилось в 1871 с роспуском Попечительного Комитета. С этого момента Сарата была подчинена общему управлению, однако сохранила свою общинную структуру. Саратская волость соответствовала округу, но подчинялась теперь земству. В 1923 в составе Румынии С. К. о. приобрёл новую коммунальную структуру, в которой Сарата стала самостоятельной общиной во главе с примаром (бургомистром). В отличие от российского периода община, имевшая право голоса, включала теперь не только немецких колонистов, но и всех зарегистрированных в Сарате лиц любой национальности.
Церковная община Сараты, в которой относились только жители евангелическо-лютеранского исповедания, и территориальная община больше не совпадали. Церковь. В основании Сараты решающую роль сыграли религиозные мотивы. Линдл создал Сарату по исконному христианскому образцу (общность имущества) и в свойственном хилиасгам ожидании скорого нового пришествия Христа. Как "администратор" он был и духовным главой Сараты. Его проповеди стали известны по всей Бессарабии, независимо от конфессиональных границ. Это привело к новому конфликту с католической церковью.
Непосредственно после высылки Линдла место священника (по евангелическо-лютеранскому обряду) занимал его помощник Йозеф Штреле. В 1824 состоялось голосование по поводу вероисповедания, результаты которого свидетельствуют о том, что в Сарате имелись как лютеране (45), так и католики (76), причем последние заявили о своей приверженности "лишь Христу" - видимо, из-за нажима со стороны окружения. После этого Попечительный Комитет решил направить в Сарату двух священников. Однако посланный католический священник, как и его преемники, не был принят жителями, и с июля 1826 Сарата была изъята из-под юрисдикции католической церкви, имея впредь только евангелическо-лютеранских священников. Правда, католические верующие (по крайней мере, частично) еще десятилетиями придерживались своей веры. С созданием в Саратском округе еще двух колоний возник Саратский приход, к которому с 1860-х гг. принадлежали и другие дочерние колонии. Сарата, а также Гнаденталь и Лихтенталь остались основными общинами.
В сер. 1860-х гг. в Сарате 6 пасторами основан "Александровский приют". Наряду с домом престарелых и домом для сирот, приют включал лечебное заведение, на основе которого в 1883 возникла больница. Кроме того, в нём существовала школа для подготовки медсестер, которые частично работали и в других районах России.
Образование. Начальная школа Сараты была поначалу церковно-приходской: надзор над ней осуществлял пастор, школа содержалась церковной общиной. Языком обучения был немецкий, русский язык не преподавался.
Школьная система страдала от нехватки учителей, труд которых к тому же плохо оплачивался. Обязательное школьное обучение введено в 1839. С подчинением немецких колоний общему управлению и утратой привилегий после 1871 школы подвергнуты русификации. В 1891 ликвидирована автономия церковно-приходских школ; с этих пор они подчинялись Министерству народного просвещения. Это привело еще и к тому, что теперь учителем мог быть лишь тот, кто сдал соответствующий русский экзамен. Языком обучения стал русский; первый русский учитель начал работать в Сарате в 1895. В румынский период начальная школа была объявлена государственной, румынское государство претендовало на право владение школами и другими общественными зданиями. Гарантированный королевским декретом 14 августа 1918 немецкий язык обучения вытеснялся в ходе политики "румынизации" со 2-й половины 1920-х гг. Лишь в 1939 румынское правительство частично восстановило прежний статус, и Сарата вновь получила конфессиональную немецкую начальную школу.
25 июня 1844 в Сарате официально открылась Вернеровская школа - первое учебное заведение для подготовки немецких учителей в России. Она была основана на деньги, завещанные общине Х.Ф. Вернером (ок. 25 тыс. рублей), гл. обр. для миссионерских целей. После долгих споров о правомерности завещания, а также о форме его реализации Попечительный Комитет отклонил создание миссионерской школы, предложенной шульцем и исполнителем завещания Вейгелем, и предложил создать учительскую семинарию. В 1869 Вернеровская школа принята в Союз южнороссийских немецких центральных школ под названием "Русского Вернеровского центрального училища". Вернеровское училище набирало учеников по всей округе, и его образовательные возможности превратили Сарату в школьный центр Бессарабии. Благодаря наличию собственного заведения для подготовки учителей С. к. о. смог частично избежать русификации образования в конце 19 в.
Экономика. Сарата была в первую очередь крестьянской колонией. Пахотные пл. поначалу составляли 309 дес, так что на каждое хозяйство приходилось около 3 дес. пашни. После ухода Линдла и упразднения общности имущества дворы в Сарате стали наследоваться без возможности их деления. Этот запрет был снят после 1871. Разделы привели к появлению "полудворов", хозяева которых вынуждены были арендовать землю вдобавок к своим слишком малым участкам. С 1896 саратцы стали покупать землю за пределами первоначально отведенной площади. Ими приобретены 3 т. н. "коронных степных участка", а также Станопка и Балакчель. В 1908 саратская земля составляла 9456 дес. Румынская аграрная реформа 1921 г., по которой площадь хозяйств ограничивалась 100 га, затронула лишь немногих колонистов. К 1940 пл. пашни С. к. о. возросла в 15 раз по сравнению с первоначальным размером.
Ко времени основания Сараты цены на зерно были еще относительно низкими. Ситуация изменилась в последующие десятилетия, т. к. в ходе индустриализации Западной Европы спрос за рубежом на российское зерно постоянно возрастал, что привело к увеличению экспорта и экспортных цен. Первоначально основной культурой, выращиваемой в С. к. о., являлась яровая пшеница, в 1880-х гг. первенство перешло к озимой пшенице. Помимо этого, в С. к. о. культивировались различные корнеплоды и кукуруза. После 1-й мировой войны произошло новое падение цен на зерно, которое крестьяне попытались смягчить за счет структурной перестройки земледелия, увеличив посевы корнеплодов и кукурузы (для этого нужно было большее число наемных рабочих), попытались выращивать сою и сахарную свеклу (для изготовления сиропа).
Благодаря тому, что многие иммигранты, выходцы из Вюртемберга, были знакомы с виноградарством еще на своей родине, они уже с 1823, первыми в немецких колониях Бессарабии, стали культивировать виноград и заниматься виноделием.
Важную роль в экономике С. к. о. благодаря наличию обширных пастбищ на его территории уже с 1830-х гг. играло животноводство (так, в 1832 на 101 семью приходилось 1317 коров и 1410 овец).
Промышленное развитие С. к. о. было непосредственно связано с нуждами сельского хозяйства. С 1870 в Сарате производилась сельскохозяйственная техника (плуги, косилки, веялки, виноградные прессы); в 1940 здесь функционировало 10 промышленных предприятий, на каждом из которых насчитывалось до 70 рабочих. В основном это были фабрики по производству сельскохозяйственных машин или механические мельницы. Самыми крупными из них являлись фирмы "Наследники Карла Лайера (Layher)" (45 рабочих к 1940), "Эммануил Геер (Неег)" (55) и "Якоб Штайб (Staib)" (70).
С 1860 г. в Сарате проводились воскресные ярмарки. В 1916 г. через Сарату прошла железная дорога.
Лит.: Fiess Ch. Sarata. 160 Jahre. 1822-1982 // Heimatka-lender der Bessarabiendeutschen, 33 (1982); Heimatbuch Sarata. 1822-1940. Miihlacker, 1979; Knauer Th.Zur Geschichte Saratas// Heimat. Kalender fur die deutschen Bewohner Bessarabiens. [Sarata], 1922; Leibbrandt G. Die deutschen Kolonien in Cherson und Bessarabien. Berichte der Gemein-deamter uber Entstehung, Entwicklung der lutherischen Kolonien in der ersten Halfte des vergangenen Jahrhunderts. Stuttgart, 1926; Schreiber H. Die Deutschen in Bessarabien zwischen den beiden Weltkriegen // Heimatkalender 1997. Jahrbuch der Bessarabiendeutschen, 48 (1997); Wagner I. Geschichte der Griindung der Kolonie Sarata// Heimatbuch Sarata. a.a.O.; Schmidt U. Die Deutschen in Bessarabien. Eine Minderheit aus Sudosteuropa (1814 bis heute). Koln 2003.
Т. Памиан (Дюссельдорф)
История возникновения Светлодолинской школы
Презентация Светлодолинской школы
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в вк